Центральной композиционной частью рассказа А.П. Чехова «Студент» является «вставной текст» - «рассказ в рассказе», в котором Иван повествует о знаменитых евангельских событиях отречения Петра. При прочтении этого эпизода возникает вопрос: почему Иван Великопольский, студент духовной академии, пересказывает своими словами канонический текст, который он, казалось бы, должен знает наизусть? Читателю даже начинает казаться, что, излагая евангельскую историю, Иван как будто пытается понять Петра, объяснить его действия и оправдать, не осуждая.
Попробую разобраться, чем же повествование Ивана Великопольского отличается от евангельского.
Как известно, Новый Завет посвящен деяниям Христа. И Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна повествуют о Жизни Иисуса на земле, прославляя его величие и любовь к людям и осуждая человечество за многочисленные грехи, которым оно подвержено. Остальные персонажи Священной истории упоминаются вскользь, рассказчики не заостряют на них внимания, и все они, как правило, служат одной цели - создать фон для деяний Иисуса. Таким образом, мы видим человека только с одной стороны: он либо предатель, либо благородный, либо святой, либо грешник, либо вставший на путь истинный благодаря проповедям великого Христа, либо не прислушавшийся к Спасителю и отвернувшийся от Бога. Не является исключением и история отречения Петра, рассказанная евангелистами…
Совсем иначе предстает перед нами Петр в рассказе Ивана Великопольского. Иван делает его главным героем своего повествования, создавая образ живого человека с его положительными и отрицательными качествами, благородными побуждениями и простыми человеческими слабостями.
Но обратимся к евангельскому тексту:
31.Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32. по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
33. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35.Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Так начинается описание предательства Петра в Евангелии от Матфея, и уже тут подчеркивается поспешность и необдуманность клятвы Петра в верности («Подобное говорили и все ученики»). Петр такой же, как все, он говорит то, что, как он думает, хочет от него услышать Учитель.
32. Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал Своим ученикам: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33. И взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34. И сказал им: Моя душа скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, этот час миновал Его;
37. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Так рассказывает о дальнейшем развитии событий апостол Марк. В этом стихе Петр предстает перед нами мелким грешником, не способным выполнить даже просьбу Иисуса бодрствовать. Но совсем иначе этот эпизод рассказан студентом Чехова:
После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал.
Иван Великопольский в первую очередь уделяет внимание чувствам, а не поступкам Петра. Заостряя внимание на его духовных и физических страданиях, оправдывает тем самым слабость апостола.
Но посмотрим, что было дальше.
Евангелия от Матфея, Марка, Луки |
«Студент» Чехова. |
57. А взявшие
Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и
старейшины.
58. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова;
и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
59. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали
лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
69. Петр же сидел вне на дворе (от Матфея)
54. Взяв
Его, повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали.
55. Когда
они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. (от
Луки)
54. Пётр следовал издали за Ним, даже внутрь двора
первосвященника; и сидел со служителями, и грелся у огня.
(от Марка) |
Его связанного вели к
первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой,
понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет
что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь
видел издали, как его били…
Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а
работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и
грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. |
В этих эпизодах наиболее ярко видно отношение повествователей к Петру. Матфею Петр представляется одним из массы многочисленных зевак, пришедших посмотреть на суд над пророком: Петр идет за толпой лишь из любопытства, «чтобы видеть конец».
В Евангелии от Луки мы можем заметить безразличие автора к данному событию, он вскользь упоминает об этом факте, считая необходимым написать о нем, но не заостряя на нем внимания читателя.
Верным учеником, следующим за Иисусом «даже внутрь двора первосвященника», представляет Петра Марк. Не боясь разделить участь Христа, Петр следует за Христом, желая оставаться рядом с Учителем, намереваясь доказать, что, «если и все соблазнятся», но не он. Петр и остается один, тогда как «все ученики, оставив Его (Иисуса) бежали» (от Луки).
Но совсем иначе описывает Петра Иван Великопольский в своем повествовании. Он, в первую очередь, подчеркивает любовь Петра к Спасителю, его душевные переживания: «Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…» Иван рассказывает о страшном предчувствии и о душевных терзаниях апостола, еще более усилившихся после предсказаний Христа. Мы видим обычного человека, которому вскоре предстоит пройти испытание и которого он не сможет выдержать.
Сцена самого отречения не менее красноречиво свидетельствует о позициях рассказчиков. Хотя во многом сами сцены отречения Петра у разных евангелистов очень похожи, но их финалы заслуживают особого внимания.
Евангелие
1.
от Матфея
69. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
2.
от Марка
66. Когда Пётр был на дворе внизу, одна из служанок первосвященника пришла
67. и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68. Но он отрёкся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70. Он опять отрёкся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и твоё наречие сходно.
71. Он же начал клясться и божиться: не знаю Этого Человека, о Котором говорите.
72. Тогда петух запел во второй раз. И Пётр вспомнил слово, сказанное ему Иисусом: прежде чем петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня; и начал плакать
3.
от Луки
56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57. Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58. Вскоре после этого другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Пётр сказал этому человеку: нет!
59. Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60. Но Пётр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда он ещё говорил, запел петух.
61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде чем пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды.
62. И, выйдя вон, горько заплакал.
4.
от Иоанна
25 Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не и ты ли из Его учеников? Он отрекся и сказал: нет.
26 Один из рабов первосвященника, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?
27 Петр опять отрекся; и тотчас запел петух
А вот как этот же эпизод описывает Иван Великопольский:
Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…
В заключительной части рассказа Иван ищет оправдание слабости Петра - «должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Студент утверждает, что отречение происходит неосознанно, под давлением недоброжелательности толпы и физической усталости: «Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал».
Интересно отметить, как в рассказе происходит постепенное усиление тяжести греха. Сначала к апостолу подходит служанка, разговор происходит только между ними, и свидетельницей отречения Петра становится только она. Когда Петр снова узнан, он отрекается уже перед толпой, а третий раз «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека».
Так же стоит обратить внимание и на то, что во время рассказа Иван Великопольский придерживается разных библейских источников, переходя от одного к другому в ходе повествования. Так, в начале своего рассказа он опирается на Евангелие от Луки, отличающееся от остальных Евангелий ситуацией, в которой Петр клянется Иисусу следовать за ним хоть в тюрьму, хоть на смерть. Приведу этот эпизод.
31. И Господь сказал: Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32. но Я молился о тебе, чтобы твоя вера не оскудела; и ты некогда, обратившись, утверди твоих братьев.
33. Он отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти.
34. Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня.
Именно в тексте Евангелия от Луки перед предсказанием об отречении Петра Иисус говорит о том, что молился за Петра еще до отречения, замаливая его грех перед господом. Это говорит о том, что еще тогда Христос простил его. Можно предположить, что отмеченная особенность текста и послужила главной причиной выбора источника рассказа чеховского героя. Иван предпочел его другим, поскольку в нем не содержалось намека на стремление Петра стать первым апостолом.
Далее в своем повествовании Иван придерживается событий текста Евангелия от Марка и от Матфея. Он специально выбирает текст, в котором в данный момент повествования уделено большее внимание Петру. Заканчивает же он свой рассказ цитатой канонического Евангелия от Матфея или Луки, что трудно определить, поскольку оба этих текста завершаются фразой: «И исшед вон, плакася горько».
Стоит обратить внимание и на последние слова повествований об отречении Петра в других Евангелиях. В Евангелие от Иоанна повествование завершается словами: «Петр опять отрекся; и тотчас запел петух». Автор просто заканчивает рассказ об очередном свершившемся пророчестве Христа, не следя за дальнейшими чувствами и судьбами остальных действующих лиц. Немного иначе завершает легенду Марк, замечая: «И Пётр вспомнил слово, сказанное ему Иисусом... и начал плакать». Здесь только констатация факта, также не передающая ни чувств, ни состояния героя. Теперь нам понятна причина цитирования Иваном Великопольским Евангелия от Матфея и Луки.
Рассказывая о чувствах апостола, Иван на самом деле повествует о своих личных переживаниях, что придает рассказу живость, заставляет перенестись на сотни лет назад, увидеть события глазами Петра.
И читатель вместе с Иваном понимает, что не обязательно совершать какие-то великие подвиги, нужно просто быть верными и преданными в простых, повседневных делах, которые наполняют нашу жизнь. Вложите меч в руку Петра и выставьте его один на один с враждебно настроенной толпой, и он готов сражаться до конца с тьмой противников. Но поместите его в кажущееся безобидным положение, когда можно погреть руки у огня, и он сдается без боя. После прочтения рассказа понимаем, что точно так же происходит и с нами в повседневных ситуациях, которые не устаёт подносить нам сама жизнь, будь мы около костра, или со своей семьей, или с ближними.
Смешивая свои чувства с эпизодами Священной истории, Иван Великопольский создает свое личное Евангелие, заставляющее читателя по-новому взглянуть на известные события страстной пятницы, - «Евангелие от Ивана Великопольского».
Вернуться к Оглавлению раздела.