Как ни странно, практически никаких правил написания рецензий не существует. Главная цель отзыва – отразить плюсы и минусы просмотренного фильма, что, впрочем, немало>.
Документальные (научно-популярные) фильмы о творчестве писателей выделяют в особый жанр кинематографии. Длятся они около 30-40 минут. За этот краткий отрезок времени режиссеру необходимо не просто изложить факты биографии и творчества писателя, но и отразить свое собственное мнение, в то же время не делая его подавляющим, оставляя зрителю «пространство» для размышлений. А это задача не из легких! Но Владимир Лакшин – признанный мастер своего дела, сценарии которого может служить примером для сценаристов, берущихся за создание научно-популярных сценариев о жизни известных писателей и их творческой судьбе. Картина «Александр Островский» - замечательный образец кинематографического воплощения такого рода сценария.
Этот фильм довольно необычен. Его можно назвать фильмом-музеем, экскурсией по жизни великого писателя и театрального деятеля А. Островского. Действие картины перемещает зрителя из Москвы в Санкт-Петербург, по дороге останавливая в Костроме (где родился писатель), Кинешме и любимом имении Островского Щелокове. Начинается экскурсия из Замоскворечья – «небывалой страны», «певцом и сатириком» которой стал Островский. Это и понятно: как говорится в фильме, Москва и Волга – две эмблемы творчества писателя. Кстати, о Волге. Перед просмотром фильма очень полезно освежить в памяти содержание пьес Александра Николаевича «Гроза» и «Бесприданница». Без этого некоторые интересные моменты будет сложно понять. А для тех, кто перед фильмом захочет еще и прочитать об Островском, могу порекомендовать монографию Владимира Лакшина «Александр Островский».
Большая часть фильма посвящена творчеству драматурга, а биография помогает лучше его понять. К сожалению, из-за этого может сложиться неверное представление о слишком легкой жизни Островского. Но вспомните его горькую фразу в конце жизни: «Дали белке воз орехов, когда зубов не осталось». Очень многое в фильме требует дополнительных знаний и «чтения между строк». Но это как раз одно из достоинств картины, так как заставляет зрителя не просто смотреть на экран, но и глубоко вдумываться в смысл сказанного и увиденного.
По закадровым интонациям складывается впечатление, что озвучивает фильм один из актеров Малого театра (о чем, кстати, не сказано в титрах, как, впрочем, и об авторстве музыкальных фрагментов, некоторые из которых принадлежат П.И. Чайковскому). Язык богат эпитетами, разными оборотами речи, характерными для 19 века (особенно в приводимых цитатах), что помогает зрителю лучше представить неторопливую размеренную жизнь островских времен.
После просмотра этого фильма остаются самые хорошие впечатления, и появляется желание поскорее прочитать (или перечитать) его замечательные пьесы. Так что, если Вы интересуетесь творчеством и жизнью Александра Николаевича Островского (и даже если нет), то не сможете пройти мимо просмотра этого замечательного фильма и получите от этого огромное удовольствие.
Вернуться к Оглавлению раздела.