На первый взгляд фильм Владимира Лакшина «Александр Островский» похож на множество других фильмов о жизни и творчестве известных писателей и поэтов. Похож музыкой и сюжетом, но некоторые особенности этого фильма я и рассмотрю далее.
Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом сюжете. Фильм построен хронологически с небольшими отступлениями, в которых рассказывается об интересных фактах личной жизни писателя. К сожалению, о семейной жизни Островского рассказано в формате таких отступлений. Кроме мимолетного замечания, что жена Островского была актрисой, и у них было шестеро детей, никаких фактов семейной жизни драматурга в фильме не приведено. Так же не отмечено каких-либо проблем с цензурой. При просмотре фильма создается впечатление, что карьера Островского как драматурга была идеальной, и, кроме запрета издания его первой комедии «Свои люди, сочтемся», у него не было неприятностей. Конечно, автор не ставит своей целью подробное знакомство зрителя с биографией Островского, но, я думаю, стоило хотя бы вкратце упомянуть о них.
Сюжет фильма связан с местами, где когда-либо бывал писатель. Зритель видит гравюры и картины, помогающие представить ему как выглядели при Островском любимое им Замоскворечье, имение Шишково, приволжские города. Наряду с этим используются и современные видеосъемки зданий и мест, связанных с жизнью и творчеством драматурга, что дополняет представление о времени Островского и позволяет связать с конкретными местами события из жизни самого писателя и события из его произведений.
Особенно интересно, что это знакомство проходит в форме экскурсии по домам и их окрестностям. Показана чудесная среднерусская природа, в которой некогда искал вдохновения Островский.
Само повествование изобилует интересными фактами. Например, рассказ об умельце, дом которого часто посещал драматург, и у которого даже учился искусству резьбы по дереву. Или такой факт, что в драмах Островского 728 персонажей, каждый из которых обладает своим индивидуальным и неповторимым характером.
В видеоряде встречаются кадры из фильмов, снятых по мотивам драм Островского, что тоже служит цели оживить образы любимых героев и связать события пьес с конкретными местами Кинешмы и Костромы. Немного портит впечатление то, что вставки из фильма черно-белые, и это мешает более полному восприятию информации.
В самом тексте повествования использованы цитаты из произведений писателя, а также из статей и высказываний его друзей и знакомых, которые служат убедительным документальным обоснованием самого текста. Наиболее яркие и запомнившиеся мне: «Мы все ходили в Университет, а учились в театре», «Москва без Островского, как Рим без Папы», «Вы один достойны здания, в основание которого положили краеугольные камни Гоголь, Фонвизин …»
Особого внимания, думаю, заслуживает музыкальное оформление. Все музыкальные фрагменты очень удачно подобраны, и музыка создает настроение и готовит зрителя к восприятию той или иной информации. Но, к сожалению, не отмечено авторство музыкальных отрывков.
Так же очень интересным показалось использование звуков природы: пения птиц, шума леса и воды, стрекотания кузнечиков, которые дополняли живописные пейзажи, показанные в фильме.
В целом фильм очень интересный и познавательный. Главной целью сценарист ставит себе показать творческий путь Островского, он затрагивает вопросы, на которые не дает ответов на протяжении фильма, предоставляя зрителю самому сделать выводы.
Вернуться к Оглавлению раздела.