Заглавие литературного произведения – ключ к пониманию текста. Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свёрнутая информация обо всём тексте.
Позиция автора также чаще всего выражается через заголовок. Почему вначале рассказ назывался «Вечером»,
а затем Чехов заменяет заголовок?
Кто такой студент вообще? Это ученик высшего учебного заведения, университета или академии.
В народе студента воспринимают как небогатого молодого человека, уделяющего большую часть своего
времени учебе. А кто такой студент в рассказе А. П. Чехова? Это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и
познать; студент — человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания (метафорически путь обозначен в рассказе
словом “тропинка” — дорога). Он сам является частью непрерывной цепи событий, связывающей прошлое с настоящим. Он благодаря своим знаниям
может сравнивать прошлое и настоящее, события евангельских времён и современность. Следуя особенности своего мышления, он от своего, частного, конкретного
поднимается в мыслях ко всеобщему, надысторическому, выходит на уровень обобщения и осмысления того, что видит и чувствует.
Наконец, студент — ещё не посвящённый в какую-либо священную тайну, ещё только старательно готовящийся стать посвящённым.
Вечер же ассоциируется у читателей с сумерками, ночью, тьмой, прекращением жизни. Сумерки и ночь
— движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа.
Обратим особое внимание на то, что Иван Великопольский — студент именно духовной академии, а это подчёркивает
движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.
Символику божественного откровения выражает и
имя главного героя (Иван — Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует”.
Момент уныния, который переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно
— Бог милует его верой в благодатность и красоту.
В «Студенте» повествуется о максимализме, который может быть присущ только молодому человеку:
«И невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало – помалу,
и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Автор изображает эпизод жизни молодого человека – ещё не взрослого, но уже и не ребёнка,
только вступившего во взрослую жизнь через подробное описание природы, ее изменений: «Погода вначале была
тихая, хорошая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку».
Но, как и жизнь человека с возрастом, так и погода со временем меняется: «Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой».
Иван с присущей только очень молодому человеку наивностью рассказывает вдовам историю Петра. Но не следовало бы с безоговорочным доверием относиться к словам студента, утверждавшего, что Василиса заплакала, "не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра". Во-первых, то обстоятельство, что Лукерье, Василисе, и, как говорится в рассказе, "всем людям" оказался близок грешный, слабый, трижды предавший своего учителя Петр, не приводит однозначно к выводу о том, что "правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни". Во-вторых, думается, что умение студента "трогательно рассказывать" немаловажно для Чехова (неслучайно упоминание об этом, хотя бы и с частицей "не"). Ведь сам по себе евангельский сюжет об отречении Петра знаком вдовам. Иван неслучайно спрашивает Василису, была ли она на двенадцати евангелиях и, получив утвердительный ответ, начинает рассказ со слов "если помнишь". На Василису производит впечатление не просто история отречения Петра, а именно рассказ студента, проникнутый его личным отношением к тому, что произошло 19 веков назад. Радость, возникшая в душе Ивана Великопольского, вызвана не только тем, что он увидел светлое начало в душах бедных, забитых, измученных жизнью женщин, но и тем, что именно он сумел это чувство пробудить.
Чехов никак не комментирует внутренний монолог Ивана. Автор лишь подчеркивает молодость героя (ему было только 22 года) и добавляет от себя слова "казалось", "по-видимому" ("жизнь казалась ему восхитительной чудесной, полной высокого смысла").