Очень часто значение звука в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» недооценивают. На самом деле звуковой фон чрезвычайно важен для понимания смысла пьесы и сущности ее конфликта.
Первые звуки появляются в самом начале I действия:
«Входит Епиходов <...> в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят.»
Этот скрип вызывает неприязнь у остальных персонажей, кроме того, благодаря скрипу ухоженных сапог, читатель понимает, что с Епиходовым «что-то не то»: ярко начищенные сапоги сильно и неприятно скрипят, а сразу за этим он роняет букет. Звук характеризует героя.
Звук отражает положение в доме, присутствие или отсутствие в нем жизни: в первой ремарке, до приезда Раневской и Ани, везде царит тишина и полумрак, люди ходят со свечами, окна в доме закрыты. Как только хозяева приезжают, «в соседних комнатах начинается шум», который постепенно усиливается (ремарка: «шум за сценой усиливается»). В первом действии очень часто встречается ремарка «прислушивается». Как ни странно, это показывает не наличие звука, а его отсутствие, подчеркивает тишину вокруг. И любые звуки нарушают состояние покоя в доме: Варя со звоном отпирает старинный шкаф, Яша роняет блюдечко.
В ремарке ко второму действию звук отделяет людской мир от природы. Сначала дается описание окружающего пространства, а затем говорится, что Епиходов играет на гитаре. «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи, там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных садов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в хорошую, ясную погоду <...> Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье; Епиходов стоит возле и играет на гитаре.» Описание пространства довольно неясно и нечетко. На этом фоне игра Епиходова и остальные персонажи выглядяточень «живыми», на них заостряется внимание читателя. Звук здесь – это граница между природой и человеческим миром. Кроме того, в этой ремарке противопоставляется мир живых и мир мертвых: «Старая,покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодей, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья.» Звук нитары нарушает гармонию и тишину в природе, показывая присутствие жизни. Т.е. звук – это граница между мирами.
Звук также содержит некоторую долю комичности. Напимер, песня Епиходова «Было бы сердце согрето жаром взаимной любви...» звучит довольно нелепо, но благодаря этому возникает диалог с Шарлоттой, один из самых важных для раскрытия ее образа.
Самое важное упоминание звука во втором действии – «отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Он упоминается после долгой тишины, во время которой «тихо бормочет Фирс». Роль его неоднозначна. Во-первых, это первый шум, произведенный не человеком, а «точно с неба» (природой, Богом?). И, как ни странно, именно он играет роль связующего между мыслями всех героев, как писал З.С. Паперный: «в звуке лопнувшей струны есть что-то объединяющее героев». Только после него персонажи начинают впервые думать и говорить об одном. Одновременно напрягается и читатель, он ждет какого-то важного события - и Фирс произносит ключевую фразу: «Перед несчастьем то же было. – Перед каким несчастьем? – Перед волей.» Интересно, что ассоциации, вызванные звуком лопнувшей струны у персонажей различны. Лопахин говорит, что «где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья», Трофимов и Гаев считают, что «может быть птица какая-нибудь ... вроде цапли», «или филин». Все реакции выглдят абсурдно, и, несмотря на всю серьезность и значимость сцены, читатель не может не улыбнуться.
В ремарке к третьему дествию много шума, но весь он бессмысленный Чехов так его и называет – «шум»: играет оркестр, кричит Пищик, но благодаря ему читатель чувствует настроение бала, суматоху, хотя и нерадостную. Звук, обозначенный в этой ремарке, показывает, насколько в имении Раневской все нарушено: даже бал у них грустный и вялый. Вроде все веселятся, но Варя плачет. В третьем действии решается судьба героев – продается вишневый сад, и скорее всего, им придется похоронить и навсегда забыть свое прошлое, с головой окунувшись в настоящее, которое для них в некоторой степени является будущим. Этим объясняется и роль еврейского оркестра на балу. Ведь в те времена эти оркестры играли, как правило, на похоронах. В третьем действии ключевым сценическим эпизодом является монолог Лопахина. Он происходит на фоне не смолкающей музыки еврейского оркестра. В конце речи новый хозяин сада кричит: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю!» Но стоит ему уйти, как музыка стихает, слышны рыдания Раневской и звучат слова Ани: «Мама!.. Мама, ты плачешь?» Музыка усиливает впечатление необдуманности поступка Лопахина, его необычайное возбуждение, и вся сцена проходит словно на одном дыхании. На этом фоне еще трагичнее представляется положение Любови Андреевны, которая «сидит, сжалась вся и горько плачет», эта сцена является воплощением всего конфликта «Вишневого сада», вернее, его последствий. Герои не могут больше сопротивлятся внутренней борьбе между прошлым и будущим, которая происходит в них и между ними. Этот переломный момент как бы приносит облегчение и персонажам пьесы и читателю, которое подчеркивается оптимистичным монологом Ани.
Звук четко характеризует каждого персонажа.
Например, Яша все время зевает, Дуняша говорит в полголоса, Раневская - сквозь слезы, Аня смеется, Епиходов вечно что-то роняет и опрокидывает, Фирс бормочет, а Варя (в последних двух действиях) бросает на пол ключи.
В четвертом действии все смешалось, внешний и внутренний миры взаимодействуют больше. Двери в комнатах открыты. Слышен только гул голосов, музыка исчезает, что подчеркивает царящую в доме суматоху. Уже в самом начале действия «слышно, как вдали стучат топором по дереву.» У читатели возникает ощущение, что пьеса кончилась, надо лишь решить оставшиеся мелкие вопросы. Такое же настроение и у героев произведения: дом уже не их, осталось только дособирать вещи (например, в эпизоде с калошами) и все, начнется что-то новое, а что – непонятно, да и начнется ли? Наверное, да, только, возможно, не у всех.
Пьеса заканчивается ремаркой:
«Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.»
Звуку здесь отводится главное место. Ясно, что Чехов отсылает читателя к струне в первом действии, но зачем? Смысл упоминания струн абсолютно разный: если в первый раз он обращает внимание читателя на разговор героев, то сейчас, наоборот, подчеркивает и усугубляет его отсутствие, а, значит, и то, что говорить-то больше некому – все уехали. Деревья тоже напоминают струны. То есть «разрывается», рушится сам сад – последний оплот прошлого героев. Звук лопнувшей струны играет роль границы, на этот раз границы времен. Он разделяет безвозвратно ушедшее прошлое (к которому, однако, пытается возвратиться Раневская, уезжая в Париж) и будущее.
В тексте есть еще несколько «негласных» упоминаний струн – это гитара Епиходова и, как ни странно, телеграфные столбы – связь с внешним миром, где проходит аукцион, т.е., где решается судьба героев, и откуда приходят вести из Парижа. Возможно, таким образом показывается, что струна играет еще и роль связующего звена между земным, комическим миром и миром неземным. Здесь возникает противоречие: являясь границей между миром человеческим и миром природы, звук одновременно связывает мир земной и мир «небесный». Возможно, подчеркивая неземное (божественное?) происхождение звука лопнувшей струны, и то, что именно он впервые объединяет героев, автор показывает, что все персонажи настолько запутались в сложившейся ситуации и борьбе прошлого с настоящим внутри них, что они уже не омгут разобраться в ней сами. Но в то же время выход находится, и все более или менее встает на свои места. Читатель понимает, что заслуги героев пьсы в этом нет. Все произошло как-то случайно: Лопахин неожиданно для самого себя купил поместье. И конфликт разрешился.
Разрыв струны неслучайно показан именно после отъезда – это показывает разрыв связей с миром дома и имения, они будто бы оживают и больше не принадлежат никому, не отождествляются ни с кем, кроме, как ни странно, Фирса, который становится частью Вишневого сада и дома.
Итак, подытоживая все выше сказанное, можно сделать вывод о функциях звука в пьесе «Вишневыый сад»:
1) один из инструментов характеристики героев;
2) граница между мирами;
3) ремарка «прислушивается» подчеркивает тишину вокруг;
4) звук лонувше струны: объединяет героев,граница времен.
Вернуться к Оглавлению раздела.