Молодость живет надеждой,
Старость – воспоминаниями,
Но чувства не имеют возраста.
Английский афоризм*.
Трудно разобраться с чувствами, которые возникают в душе после прочтения стихотворения Тютчева. Но все же, наверное, главное чувство – это чувство сопереживания лирическому герою. Мы как будто переносимся в мир памяти героя и вместе с ним вспоминаем его «золотое время», годы его «душевной полноты», чувствуем «дуновение весны поздней осенней порой» и восхищаемся неизвестной нам адресаткой послания. Думаю, что заставить читателя погрузиться во внутренний мир героя автору помогает сам жанр послания, в котором написано стихотворение. В тексте постоянно используются обращения к читателю, что создает ощущение общения. Мы как будто слышим монолог автора, обращенный непосредственно к нам.
Ярко и красочно изобразить мир глазами своего героя Тютчеву удается благодаря использованию таких изобразительных средств как эпитеты: в отжившем сердце, время золотое, душевная полнота, вековая разлука… ; сравнения, повторяющиеся слова и образы. Главные темы стихотворения – это тема старости и молодости, тема любви и тема жизни. Интересно заметить, что это слово употребляется во всем произведении три раза и каждый раз в разных формах: отжившее, ожило, жизнь. Это говорит о том, что жизнь и является центральной темой стиха, именно размышления о быстротечности жизни и бессмертности чувств вновь посыпаются в душе лирического героя, заставляя его сердце вновь биться сильнее:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!...
И, конечно, через все стихотворение проходит тема времени. Пространство в произведении показано через восприятие его героем. А лирические события построены на движении из настоящего в прошлое и обратно. Сопоставление воспоминаний и реальности продолжается на протяжении всего стихотворения. Я посчитала, что всего подобных переходов четыре, то есть почти в каждое строфе есть временнòе движение.
Если проследить за их употреблением, то можно будет выявить некоторую закономерность в структуре последних трех строф. Все они начинаются с воспоминания о прошлом (первая и вторая строки) и заканчиваются логическим переходом к настоящему (третья и четвертая строки), то есть строфы как бы поделены пополам:
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
(воспоминание о годах душевной полноты и упоминание дуновения молодости)
С давно забытым упоением
Смотрю на милые черты…
Четверостишье, как и остальные (за исключением второго) заканчивается многоточием. Автор как будто каждый раз прерывает свою мысль, заканчивая строфу настоящим, он вновь устремляет свои мысли к прошлому, или обращается к природе, находя в ней аналогию своим чувствам и переживаниям.
Немного иначе выстроено первое четверостишье. В нем настоящее как бы «окаймляет» прошлое, к которому, в общем, и направлено повествование.
Во второй строфе Тютчев проводит аналогию между ощущениями человека и природными явлениями. Так, старость сравнивается с «поздней осени порою», а теплые воспоминания о годах «душевной полноты» - с дуновением весны. Эта строфа связана с остальными повторяющимися образами. Тема «времени золотого» из первого четверостишья отзывается ассоциациями с золотой осенью во втором, а идея весеннего дуновения разворачивается в третьей строфе: «Когда повеет вдруг весною.… Так весь обвеян дуновением…»
После первого прочтения стихотворения самой непонятной частью мне показалась четвертая строфа, что и заставило меня остановить на ней свое внимание и попытаться проанализировать использованные в ней образы.
Итак, это образ «вековой разлуки», упомянутый в начале строфы. Использовано ли это выражение в прямом смысле для обозначения действительно долгого расставания или за этим выражением скрыт символизм? Но если верно первое предположение, то зачем автор использует частицу «как», обозначая сравнение?
Анализируя ассоциативный ряд, возникший у меня в связи с этим выражением, я вспомнила об одной неотъемлемой части любовных стихов романсов - это тема «бесконечности минуты», когда влюбленному человеку, ожидающему свидания с возлюбленной, секунда кажется часом, а час – веком. Возможно, именно такой смысл и заложен в строфе разбираемого стихотворения.
И второе:
«И вот слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…»
О каких звуках говорит автор?
Воображение сразу нарисовало картинку зова фанфар. И возникла ассоциация, тоже отчасти подсказанная любовной лирикой: вспомнился образ фанфар как выражение счастья. Эта аналогия в стихотворении «К.Б» не теряет смысла. Под «звуками, не умолкавшими во мне» автор подразумевает отголоски того счастья и любви, которые всегда оставались в сердце лирического героя и которые вспыхнули с новой силой, едва он встретил объект своего обожания. Так же интересно заметить, что это единственное изображение звука во всем стихотворении.
Лирический герой представляется здесь человеком, который сам поверил в свою старость, то есть человека старого душой. Он не верит, что в его «отжившем сердце» еще могут возникнуть прежние чувства. Но все меняется, и он встречается со своей прежней любимой(любовью). Она заставляет героя «вспомнить время золотое» и смотреть на нее «с давно забытым упоеньем». Благодаря ей в лирическом герое «жизнь заговорила вновь». Таким образом, лирический герой в начале стихотворения поразительно отличается от того, каким он становится в конце. Возможно, он не становится молодым физически, но душой он, конечно, молодеет.
В первом четверостишье поэт упоминает «время золотое» (образ, который помимо того является и ключевой темой в тексте), отсылая читателя к более раннему своему стихотворению «Я помню время золотое».
Это стихотворение тесно связано с «К.Б» по смыслу: «К.Б» является логическим продолжением, а, возможно, и завершением «Я помню время золотое». Из этого стихотворения мы больше узнаем об адресатке послания, ведь в разбираемом стихотворении нет ее описания, только личное отношение автора. В стихотворении «Я помню время золотое» образ адресатки послания передан через восприятие лирического героя, который говорит о ее молодости и красоте (сравнение с феей). Особое внимание автор обращает на беспечность девушки, которую описывает, эта тема проходит через все стихотворение: «беззаботно вдаль глядела» « ты с веселостью беспечной». Автор говорит о молодости и беззаботности девушки и противопоставляет их древности и вечности. Недаром вначале упоминаются руины замка и мшистый гранит – символы далекой древности.
Так же очень ярко выражено это противопоставление в следующих строчках:
Ногой
младенческой касаясь
Обломков груды
вековой;…
После прочтения этого стихотворения, создается впечатление, что лирический герой в стихотворении «К.Б» любит не даму из своего послания, а образ, который сохранился в его сердце. Так различно описывается один и тот же человек в этих двух посланиях. Во втором стихотворении между лирическим героем и объектом как бы возникает стена, что в тексте подтверждается переходом от обращения на «ты» к «вы».
Эти два стихотворения повествуют о судьбах двух людей, любивших друг друга, но которым не суждено быть вместе. Читателя знакомят с минутой их прощания, описаны чувства, которые испытывает каждый из них. А далее показана история их встречи через годы, об обстоятельствах которой можно только догадываться, но которая пробуждает чувства лирического героя. Это история гораздо более краткая чем многотомные любовные романы, но не менее содержательная и интересная, если ее уметь прочесть.
* Сборник английских афоризмов/ сост. Г.А.Котий/ издательство «АСТ»;издательство «Астрель» /Москва /2003год.
Вернуться к Оглавлению раздела.