Два года назад на прилавках книжных магазинов мира появилась книга «Код да Винчи» Дэна Брауна, автора известного весьма узкому кругу читателей. Через несколько месяцев уровень продаж достиг 18 миллионов экземпляров, книга была переведена на 44 языка и до сегодняшнего дня занимает лидирующие позиции в рейтинге лучших бестселлеров планеты.
В чем же секрет успеха этой книги? Как она смогла в рекордно короткий срок покорить столь широкий круг читателей и при этом получить запрет у ливанской церкви и самого Ватикана? Почему влиятельная прелатура римской церкви Опус Деи официально заявляет, что все факты, упомянутые в книги, ложь?
Роман «Код да Винчи» посвящен одному из «вечных вопросов» человечества: кто такой Бог и существовал ли он вообще? Самым распространенным ответом на этот вопрос может стать священная библия, в которой описаны этапы сотворения мира и житие Христа. Любая церковь, независимо от проповедуемой ею религии, распространяет среди людей божественную теорию образования мира. Дэн Браун, со своей стороны, отвергает все религиозные каноны и верования, «открывает» окружающим иную действительность, сокрытую под пылью столетий.
Автор утверждает, что вот уже десятки веков католическая церковь скрывает правду об истинной природе христианства: Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, они принадлежали к царским родам. Это является главным тезисом бестселлера Дэна Брауна.
На юге Франции всего в пятидесяти километрах от города Carcassone находится одна маленькая деревушка «Rennes-le-Chateau». И в этом малоизвестном спокойном местечке «обитает» одна история, которое притягивает тысячи туристов и искателей приключений:
«Первого июня 1885 года ночью в церковь Марии Магдалины, в деревне Rennes-le-Chateau проникает неизвестный человек в черном одеянии. Спустя какое-то время туда возвращается приходской священник Беренджер Соньер и внезапно обнаруживает, что церковь взломана, крыша пробита, витражи разбиты. Его единственное желание – реставрировать свой приход. Но где взять бедному священнику средства для столь дорогостоящих реставрационных работ? В деревне живет всего лишь 298 человек, большинство из которых простые крестьяне. У Соньера, отца семерых детей, нет ни су. Его зарплата составляет всего 65 франком в месяц, сумма, на которую едва ли можно прожить.
Первого декабря 1885 года министр духовного ведомства откладывает уход Соньера на пенсию и повышает ему зарплату.
В июле 1886 года приходской священник приступает к реставрации церкви. Но на какие средства? У Соньера оказывается 3000 франков (это сумма эквивалентна зарплате священника за три года работы), которые он получает от австрийской графини де Шамбор, вдовы человека, претендовавшего в то время на французский престол! «Мертвый король», церковь, посвященная Марии Магдалине…Все это уже приближает нас к завязке сюжета «Код да Винчи».
Но как бедный приходской священник мог получить такую значительную сумму от представительницы самой знатной европейской аристократии?
Церковь «Rennes» была основана в 1059 году в память принцессы Магдала, невестке Дагоберта II…последнего из династии Меровингов. По словам ученых, занимающихся историей этой церкви, - возможно, что приходской священник Соньер обнаружил тайник, зарытый рыцарями тамплиера, в подземельях священного храма, который содержит документы об истории Христа и Марии Магдалины! Но свидетелей этому не осталось, поэтому никто не может ни подтвердить этого, ни опровергнуть. Если принять это событие за действительность, то мгновенно возникает ряд таких же противоречивых и неразрешимых вопросов: каким временем датируются эти документы? на каком языке они написаны? каково их содержание?»
Навязчивой идеей искателей приключений стали поиски ответов на эти и многие другие вопросы. В деревушке Rennes бывает очень много иностранцев, особенно американцев. Может быть, и Дэн Браун был одним из тех, кто, услышав эту историю, дерзнул ответить на эти вопросы?
Доказательствами теории Брауна становятся некие материалы, найденные в Париже в Bibliotheque Nationale. Они указывают на место возможного захоронения праха Марии Магдалины и документов, содержащих истинную историю жизни Христа. Но существовали ли на самом деле эти архивные записи? Существует мнение, что эти документы были созданы в 1975 году группой людей во главе с неким Пьером Плантаром. В выпуске газеты «Vaincre» 1942 года говорится, что он был связан с Гитлером. Но опять же подтверждения этой теории нет.
Дэн Браун в ходе развития сюжета романа рассказывает читателям о двух тайных обществах: Опус Деи и Приорат Сиона.
''Божье дело'' (лат. ''Opus Dei'') - это реальная организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер (1902-1975) в Мадриде и утвержденная Папой Пием XII в 1942 году конституцией "Provida Mater Ecclesia". ''Опус Деи'' возникла как движение духовенства и мирян в рамках Католической Церкви, целью которого была пропаганда идеи религиозного обновления и стремление организовать общество в соответствии с положениями папских энциклик того периода. Реализации этих целей должна была способствовать проникновению членов этой организации в структуры государственной власти на всех ее уровнях и завоеванию влияния в сфере политики и экономики. В «Код да Винчи» Опус Деи предстает в роли «священной мафии», борющейся за интересы Ватикана. Приверженцы этой организации практикуют такие обряды, как умерщвление плоти и самобичевание.
После опубликования книги Опус Деи сделала официальное заявление, что факты, касающиеся непосредственно организации, не более, чем выдумка. Но может ли это высказывание быть защитной реакцией после раскрытия автором некоторых компрометирующих деталей относительно священной прелатуры Ватикана?
Документы, относительно «истинной истории Христа», по словам Дэна Брауна, хранятся у членов тайного общества Приорат Сион, основанного рыцарями тамплиеров в 1099 году. Веря «секретному досье» парижской Bibliotheque Nationale, Приорат Сиона действительно существовал, и его членами являлись Виктор Гюго, Леонардо да Винчи, Боттичелли и другие. Действительно, в произведениях этих гениев можно отыскать тайные знаки, указывающие на их принадлежность к тайному обществу. На картине «Тайная Вечеря» по некоторым данным изображена Мария Магдалина, в романе Гюго «Собор парижской Богоматери» одну из героинь зовут Флер де Лис (священный знак Приората Сиона).
После необыкновенного успеха бестселлера Ватикан выступил с официальным заявлениям, в котором обличал Дэна Брауна в святотатстве и обмане. Чуть позже вышла статья под названием «Ватикан решил опровергнуть ложь и ошибки в бестселлере "Код Да Винчи"».
Ватиканский кардинал заявил, что книга напоминает ему изобилующие перегибами антиклерикальные памфлеты XIX века, и он попытается всеми силами опровергнуть теорию заговора, лежащую в основе сюжета, в серии публичных дебатов, которые начнутся в Генуе. Он также заметил, что был ужасно расстроен, обнаружив, что даже в католическом магазине продается эта книга. "Мы определенно имеем дело с прекрасной стратегией распространения, - сказал он. - Эта книга повсюду. Риск, что многие люди, прочитав ее, поверят этим басням, вполне реален".
Чего же на самом деле боится церковь? А что, если Дэн Браун действительно попытался рассказать человечеству об истинной священной тайне, скрываемой веками Ватиканом?
Мы попросили Юрия владимировича Романова (учитель по истории) ответить на некоторые наши вопросы относительно этой книги:
1) Каковы ваши впечатления после прочтения "Код да Винчи" Дэна Брауна?
Я взялся читать "Код да Винчи" из чистого любопытства, мне было интересно, что же надо написать в книге, чтобы ее запретили по религиозным мотивам (в Ливане). В принципе, свое любопытство я удовлетворил. Довольно прозрачный намек Дэна Брауна на косность католической церкви, искажение ею первоначальной сути христианства, замыкание в себе, отдаляющее от Бога и человечества - все это делает книгу в достаточной степени вызывающей и скандальной. Если же говорить о собственно впечатлениях, то их можно разделить на две части. С одной стороны, канва детективного романа, стремительное действие, невероятные совпадения и переплетения ставят роман в общий ряд занимательного остросюжетного чтения, вполне "американского" по своему духу. В устах героев-ученых порой довольно забавно выглядят просторечные американизмы, оживляющие рассказ о серьезных проблемах религиозных догматов. Вместе с тем, роман производит с чисто литературной точки зрения впечатление добросовестно выполненного произведения, технологично и ярко написанного, а потому успешного у читателей. Другая сторона состоит в той историко-религиозной проблематике, которая легла в основу романа. Действительно, очень увлекательно. Подбор фактов осуществлен так, что книга захватывает. В какой-то момент (а роман я прочел за одну ночь, вернее, где-то с 10 вечера до 4 утра, причем с компьютерного монитора), действительно стало очень интересно. Настолько, что встал и вытянул с полки альбом с репродукциями картин и фресок Леонардо. Основное оставшееся впечатление - автор совершенно замечательно втягивает читателя в мир средневековых символов и репрезентаций, мир уже давным-давно не понятный большинству людей, но оттого не менее интересный. Ну и еще один сугубо личный момент. Мне импонирует критическое отношение Брауна к церкви, хотя, на мой взгляд, католическая церковь, особенно во время понтификата Иоанна Павла II заслуживает этого намного меньше, чем православная, намного меньше склонная к самоочищению.
2) Достоверны ли факты, упомянутые в книги, с исторической точки зрения?
В любой художественной книги достоверные события всегда переплетаются с авторским вымыслом - это неизбежно и естественно. Сколько я могу судить, Дэн Браун не является открывателем (или выдумщиком - кому как больше нравится) всех тех концептуальных историко-религиозных сюжетов, которые легли в основу книги. Он только осуществил компиляцию и придал изложению легко читаемую форму детективного романа. Мне трудно однозначно высказываться о степени достоверности всех изложенных фактов, для этого надо быть специалистом в данных вопросах. Полагаю, что они во всяком случае заслуживают внимания. Но как бы то ни было, неканоническая история раннего христианства представляет целую серию крайне занимательных сюжетов. При этом совершенно понятно, что история каноническая, представляющая "официальную версию" церкви, содержит целый ряд вольных или невольных искажений различного масштаба, что, видимо, неизбежно, когда реальные события становятся основой для религиозной или иной идеологической доктрины.
3) Организация Опус Деи в штатах, упомянутая в книге, сделала официальное заявление, что факты, касающиеся непосредственно организации, не более чем выдумка. На ваш взгляд, может ли это высказывание быть защитной реакцией после раскрытия автором некоторых компрометирующих деталей относительно Опус Деи?
Я думаю, что в любом случае эти факты являются не более чем выдумкой, уже хотя бы потому, что преподнесены читателю в художественной форме. Точнее, их в силу этого нельзя квалифицировать как-либо иначе. То, что такое заявление является защитной реакцией - тоже бесспорно, тем более, что защищаться имеет смысл и против ложных обвинений. В остальном - "дело ясное, что дело темное". Я имею в виду создание и деятельность Opus Dei.
4) В книге сказано, что знаменитый французский писатель Виктор Гюго был одним из членов тайного общества Приорат Сиона. В его книге "Собор парижской богоматери" одну из героинь зовут Флер-де-Лис (символ Приората Сиона). Совпадение ли это?
Без комментариев. Мне нечего сказать.
5) На ваш взгляд, возможно ли то, что на картине Леонарда да Винчи "Тайная Вечеря" по правую руку от Христа сидит Мария Магдалина?
На мой взгляд - такое возможно. Но оговорюсь, что это не более чем мой взгляд.
6) В церкви Сан-Сюльпис в Париже на дверях нарисованы пятиконечные звезды. Согласны ли вы с автором, называющим пятиконечную звезду символом священного женского начала? Если да, то, как этот символ мог быть запечатлен на входе в священный храм?
Опять без комментариев.
7) В середине 20 века в Нью-Йорке (243 Lexington Avenue in New York City) было возведено новой здание Опус Деи. Постройка обошлась организации, по официальной версии, в 47 миллионов долларов. Откуда у этой до этого времени неизвестной организации появились такие средства. Как вы думаете, оказал ли Ватикан поддержку Опус Деи?
См. ответ на вопрос 3. Больше ничего сказать не могу.
8) Основателем Опус Деи стал Жозе-Мария де Балагуэр (1902-1975), его последователи называли его "el padre". Стал ли он основателем еще одного священного храма или же "священной мафии", готовой приносить любые жертвы во имя Ватикана, как утверждает Дэн Браун?
Аналогично. Я просто "не в материале".
9) В книге утверждается, что тайное общество Приорат Сион было основано в 1099 году, и подтверждающие это документы были найдены во французской Bibloitheque Nationale. Однако существует мнение, что эти документы были созданы в 1975 году группой людей во главе с неким Пьером Плантаром. В выпуске газеты "Vaincre" 1942 года говорится, что он был связан с Гитлером и давал ему советы. Как вы можете это откомментировать?
Никак, скорее всего. Исторические документы фальсифицировали во все времена,
но бывали и случаи, когда подлинные документы ставили под сомнение. Нужны специальные исследования. Полагаю, что они в той или иной степени проводились, но без знакомства с результатами ничего сказать нельзя. Что же касается связей с Гитлером, то на первый взгляд это выглядит просто как способ раздувания газетной сенсации.
10) После опубликования книги со стороны церкви не было сделано никаких официальных заявлений. Как вы можете это объяснить?
Промолчу. С другой стороны, почему Святой престол должен реагировать на все выходящие книги, которые как-то его задевают? Это было бы просто недостойно. А в этом ряду (с точки зрения Ватикана, как я себе ее представляю) "Код да Винчи" выделяется только своей огромной популярностью.
11) В книги утверждается, что Библия - это "изобретение" человека. Согласны ли вы с этим?
Да, вполне. Я не знаю ничего, что бы этому противоречило. Другое дело, что слово "изобретение" не кажется мне в этом контексте достаточно адекватным. Просто Библию писали люди.
12) На ваш взгляд, может ли подобная книга явиться серьезным оскорблением церкви?
Оскорблением? Нет, не думаю. Скорее уж побуждением к развитию.
13) Какую бы вы могли дать оценку книге по 5 шкале?
Между 4 и 5.
14) Посоветовали бы вы другим прочитать ее?
Да. Она замечательно побуждает к критическому мышлению и уже поэтому
заслуживает внимания. Главное, ничего не принимать просто на веру и помнить, что "Код да Винчи" в первую очередь хорошо сделанный роман, умело сплетающий абсолютно достоверное с вызывающим вопросы и просто досочиненным автором.
Вернуться к Оглавлению раздела.