Раневская – одно из главных действующих лиц «Вишнёвого сада». Она помещица и хозяйка вишневого сада. Ее характер не очень то просто определить. В ней есть, что-то эгоистичное, но одновременно создается такое впечатление, что она из всех других пер-сонажей самая добрая и заботливая. Эгоизм, выражается в том, что она хочет вернуться в Париж на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, и в том, что она привыкла тратить деньги по пустякам, несмотря на то, что следовало бы их тратить на что-то бо-лее важное:
«Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я тра-чу как-то бессмысленно».
Но ведь именно Раневская заботится больше всех о судьбе Фирса:
«спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив»;
она соглашается дать деньги взаймы Пищику
«что же де-лать, дай... Ему нужно... Он отдаст»;
именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему. Но, доброта Раневской не выражает её жизненных прин-ципов. Это лишь условность, видимость, манеры поведения человека по существу откровенно эгоистичного. Эгоизм Раневской воспитан в ней всем образом её жиз-ни, привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли её прихоти.
Действие первое разворачивается в доме Раневской. Лопахин и Дуняша ждут приезда помещицы Раневской, которая прожила за границей пять лет, а теперь возвращается в Россию. Когда она приезжает, первым делом она замечает комнату, которая до сих пор называется детской, и это приносит ей необыкновенную радость. От переполненного волнения она начинает ходить по комнате, что говорит об ее эмоциональности и впечат-лительности:
« Неужели это я сижу? (смеется) Мне хочется прыгать, разма-хивать руками», «я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении) Я не переживу этой радости...».
Но ее радость быстро уходит с со-общением Лопахина о том, что это имение, куда она теперь приехала, скоро будет про-дано с аукциона за долги. Лопахин предлагает единственный выход из сложившегося положения - вырубить сад, снести старые постройки и дом, и сдать дачникам - от этого можно получить достаточно хороший доход. Но Раневская не может согласиться на та-кой шаг - ведь это ее родное имение. Семейство Раневской отрицательно относится к Лопахину - им очень не нравится, что он, сын бедняка, ныне богат, а у них ничего нет.
Во втором действии Лопахин снова предлагает "окончательно решить" - отдадут ли хозяева вишневого сада землю под дачи. Раневская отвечает ему, что "дачи и дачники - это так пошло". Это ее замечание говорит о том, что она не готова принять «новое» вре-мя, для нее не понятно слово «дача», она живет старыми обычаями и не принимает но-вых идей. Затем Раневская говорит окружающим, что несчастна она из-за своих грехов. Рассказывает, что всегда чрезмерно сорила деньгами, муж ее тоже сорил деньгами, а умер оттого, что спился. Она сошлась с другим, и в это время утонул в реке ее сын. Что-бы не видеть дом, в котором бегал мальчонка, реку, где он утонул, она уехала в Париж. В Париже тот, с кем она сошлась, обобрал ее, она осталась ни с чем, и теперь вернулась в Россию. Удивительно то, что она прекрасно понимает свои недостатки, но не прикла-дывает усилия к тому, чтобы избавиться от них. А даже, наоборот, в некоторых ситуаци-ях еще больше увеличивает негативную сторону своих поступков. Раскаиваться – одно из любимых ее дел, наверно, она всего-навсего чувствительно-слезоточивая, капризная и легкомысленная барыня.
Действие третье разворачивается в доме Гаевых. Играет оркестр, все танцуют. В то же время именно Любовь Андреевна говорит, что «бал устроили как-то некстати», ведь вскоре сейчас решается вопрос о продаже имения. Она замечает это потому, что для нее нет и быть не может ни чего праздничного в том, что она продает свое имение. Все это парадоксально, но, тем не менее, все танцуют и веселятся. Любовь Андреевна беседует с Петей, говорит ему, что он счастлив только оттого, что молод, и совсем не знает, что ждет его впереди. Она же очень несчастна – потому что продолжает любить того, кто ее «обобрал». После столь слезоточивого признанья она сразу идет танцевать вальс с Пи-щиком. И складывается такое впечатление, что настроение у нее может очень быстро меняться.
В четвертом действии на сцене появляется Лопахин. Он приехал с торгов и очень рад: имение купил он. Громогласно он заявляет о том, то стал хозяином усадьбы, дальше пе-редней которой его отец и дед пройти не смели. Любовь Андреевна плачет, все рас-строены. Раневская, для которой этот сад значил так много, говорит следующую фразу:
«Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя яро-славская бабушка на покупку имения... ».
Мне казалось, что она страдает ис-кренне, но вскоре я поняла, что она на самом деле она думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я была просто пораже-на, когда узнала, что она, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. Далее все начинают собирать вещи, и в это время слышен стук топора – уже рубят вишневые деревья. Аня упрашивает Лопахина, чтобы не рубили хотя бы их до отъезда. Лопахин соглашается. Все со слезами на глазах уезжают, уезжает и Лопахин – в другое имение. Остается только старик Фирс, про которого все забыли. Звук лопнувшей струны. Во дворе снова слышен стук топора: рубят сад.
Теперь я хотела бы обозначить, что же для Раневской вишневый сад. Для всех персо-нажей вишневый сад это что-то разное, для Раневской это ее прошлое, она говорит: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так нужно продавать, то прода-вайте и меня вместе с садом», это ее детство, когда она смотрит в окно на сад, она гово-рит:
«О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось со мной, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось».
Но что странно, так это то, что у Раневской была возможность купить это име-ние, но она предпочитает Париж и своего любовника. Этот сад кроме прошлого для Ра-невской просто что-то приятное для глаз, он растет для прихоти. Ей жаль уничтожать его, но этого требует финансовое положение.
Мое понимание Раневской поменялось после проделанной мной работы. Вначале мне казалось, что она очень несчастная барыня, у которой очень много проблем, и она не может обо всех позаботиться. Но потом я поняла, что она и не хочет ни о ком заботиться кроме себя. Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях.
Ее роль в этой комедии можно определить ведущей. Комедия ведь о борьбе времен, и именно Раневская – главный представитель прошлого. В конце она уезжает в свое про-шлое, к любовнику в Париж, а мы остаемся в настоящем – в имении, которое разруша-ют, так же как и старые обычаи.
Вернуться к Оглавлению раздела.