Символическое в пьесе А.П.Чехова «Чайка».

 

Символ – окно в бесконечность.

Ф.Сологуб

Введение.

 I. Цели и задачи.

 Однажды в письме А.С. Суворину А.П. Чехов написал: «Начал пьесу forte и закончил pianissimo – вопреки всем правилам драматического искусства» (7,306). Говоря это, Чехов подразумевал свою пьесу «Чайка», которой и посвящено моё исследование.

Пьеса действительно написана  не как драматическое произведение, это скорее повесть, как отмечал Чехов в продолжение своего письма:  «…еще раз убеждаюсь, что я не драматург».   «Чайка»  резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства и концепций жизни.

Возможно, поэтому пьеса не была принята публикой, ожидавшей произведения, написанного по канонам жанра. «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском, - сообщал Чехов брату Михаилу 18 октября 1896г. – В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора. Актеры играли гнусно, глупо…» (7,313).

З.С. Паперный замечал: «…современники Чехова высказывали о ней сходное мнение: эту пьесу нельзя понять до конца, нельзя исчерпать одним объяснением – она в него не укладывается» (5,124).

 В своей работе  я рассмотрю символическое в пьесе, попытаюсь с другой стороны подойти к раскрытию смысла произведения. Ведь символы играют немаловажную роль в пьесе. Уже в названии драмы использован символический образ чайки, который является центральной темой всего произведения. Но пьеса содержит и другие символические образы, которые могут быть полезны в прояснении сюжета и характеров персонажей, и которые интересно будет исследовать. В этой работе я попытаюсь проанализировать особенности чеховских символических образов и понять  их  подчас скрытое значение, выяснить их роль в пьесе и их влияние на сюжет произведения.

Эту тему затрагивали в своих работах З.С.Паперный, Э.Чансез и Ю.В.Шатин, которые исследовали особенности символических образов чайки и озера в пьесе Чехова. Проанализировав их наблюдения и сопоставив их со своими, я попытаюсь рассмотреть особенности чеховского символизма.

 

Итак, моими  задачами являются:

ü      Прояснить значение символических образов и понять их роль в пьесе,

ü      Рассмотреть тему чайки в комедии,

ü      Установить, каким образом символические образы способствуют раскрытию характеров и личностей героев пьесы.

 

II. Понятие символа.

 

Начать свою работу мне бы хотелось с рассмотрения понятия «символ». Ведь в современном языке этот термин чаще всего используют в бытовом смысле, то есть как предмет, «указывающий» на другой предмет, действие или событие. Под словом «символ» все чаще начинают подразумевать «знак».

 Но точное определение этого понятия трудно найти даже в энциклопедиях и энциклопедических словарях. Определения, приведенные в них, весьма спорны и порой даже противоречивы. Разные  словари определяют символ как троп, знак, эмблему, предмет или слово…

Например, через понятие тропов дает определение краткий словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.Тимофеева и Н.Венгрова: "...один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-то напоминающим это жизненное явление. <…> Символом называют также художественный образ, воплощающий с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею"(7).

 Другие авторы определяют символ через сопоставление или противопоставление другому понятию: образу, аллегории, эмблеме, метафоре. Так, в "Поэтическом словаре" А. Квятковского дается следующее определение символа: "...многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. <...> Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом. <...> В отличие от символа, аллегорический образ является элементарным средством иносказания; аллегория приложима к одному определенному понятию или факту, связь ее с обозначаемым понятием условна и однозначна. Однако есть случаи, когда провести четкую границу между символом и аллегорией невозможно"(2).

А А.Ф. Лосев пишет, что  «…символ не имеет никакого условного, точно зафиксированного и конвенционального значения. И поэтому хотя всякая эмблема есть символ, но отнюдь не всякий символ есть эмблема» (3,148-149). «И в символе, и в метафоре идея вещи пронизывают друг друга, и в этом их безусловное сходство. Но в метафоре нет того загадочного предмета, на который ее идейная образность только указывала бы как на нечто  ей постороннее» (3,153).  Но ответом на все эти утверждения может служить фраза из того автора: «Если символ не есть метафора, то не есть также метонимия и синекдоха, и вообще он не есть троп» (3,156). Поэтому дальнейшие определения символа, рассмотренные мною, не будут содержать понятия тропов.

«Символ - знак, понятие или система понятий, используемых для обозначения другого предмета. Интерпретация символа <…> допускает многозначность и произвольность, которая является основой пользования символами в художественном творчестве<…>», - такое определение дает словарь литературных терминов С. Сиеротвинского (14,265-266)

 

Но самое, на мой взгляд, удачное определение термина «символ» дается в Советском Энциклопедическом словаре, где символ определяется как характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой идеи (7,1202). Можно также сказать, что символ – это образ, который помимо буквального своего значения несет иносказательный смысл и обладает комплексом ассоциативных значений, т.е. он указывает на другие сферы реальности – сакральные. В этих сферах обычные предметы принимают совершенно новый смысл, но смысл недосказанный, утаенный автором, предоставившим читателю самому выбрать ту дорогу к пониманию скрытого значения символики, какая ему ближе и понятней. Ведь, как сказал В.Иванов, «символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем».

Но также стоит отметить, что в структуре каждого художественного произведения в разной степени присутствуют разные смыслы, по-своему взаимодействующие между собой, и потому важно рассматривать символизм отдельного образа не в отрыве от сюжета произведения и от других образов, а в их совокупности и взаимодействии.

И теперь от общего перейду к частному, обратившись к  бесконечности  смыслов символических образов драмы Чехова «Чайка».

 

Основная часть.

I. Образ Чайки.

 

Без сомнения центральным образом всей пьесы является образ чайки.

Но что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?

Чайка - это убитая Треплевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Это и сама Нина - молодая актриса, которая отождествляет себя с этой птицей, постоянно повторяя: «Я – Чайка…», и даже письма свои подписывая словом «Чайка». Чайка становится ее Alter ego, вторым я.

Так почему же все-таки чайка? Какой символический смысл скрыт в самом образе белой птицы,  как он связан с сюжетом пьесы и помогает ли понять характер главной героини?

Для полного понимания образа стоит сначала обратиться к символизму птицы вообще.

Так, в древнем Египте птица - это символ души, и любое крылатое существо символизирует одухотворенность. По Юнгу, птица благодетельна по своей природе, олицетворяет дух или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии. Согласно индуистской традиции, птицы символизируют высшие ступени сущего. Эта традиция наиболее полно выражена в египетской символике, когда птица наделяется головой человека. В системе иероглифов этот знак соответствовал детерминативу Ба (душа) или понятию души, улетающей от тела после смерти. В исламе птицы - это души верующих, живущих на Древе Жизни.

 Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они — воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости. В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, белая птица символизирует чистоту души, непогрешимость мыслей и побуждений (13).

Теперь более конкретно. Согласно словарю образов чайка - это полая птица, свободно летающая над безбрежным морем, украшение утесов и парусников, плывущих в лучах солнца. Это символ действия и свободной ситуации, символ свободного потенциала (4).

Не удивительно, что Чехов выбирает именно чайку, ведь Нина – женщина, рожденная для того, чтобы быть свободной, для того, чтобы действовать и мечтать. Она не может прозябать в отцовском поместье, забыв свою мечту, свою любовь. Вслед за Тригориным она отправляется в Москву, бросив свою старую жизнь и осознавая, что уже никогда не сможет к ней вернуться.  Она как будто живет в своем собственном мире, мире грез и желаний, и всеми силами желает добиться их исполнения.

Вновь обращаясь к словарю образов, замечу, что мертвая чайка является символом разлуки. А ведь именно мертвой предстает перед нами чайка в пьесе Чехова.

Образ мертвой чайки появляется в пьесе дважды и каждый раз предвещает разлуку. Первый раз Треплев преподносит чайку Нине:

 

(Треплев кладет у ее ног чайку.)

Нина: Что это значит?

Треплев. Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу у ваших ног.

Нина. Что с вами? (Поднимает чайку и глядит на нее.)

Треплев (после паузы). Скоро таким же образом я убью самого себя.

 

Здесь Чайка выступает в роли своеобразной жертвы - жертвы, принесенной Нине. Именно здесь очень уместен символизм птицы как души. Треплев приносит в жертву Нине, их любви свою душу, свою судьбу, обещая принести в жертву и свою жизнь. После этот же обряд, тоже символический, но более явный, повторит и сама Нина, вручая свою жизнь в руки Треплева:  «Если тебе когда-нибудь  понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее».

Второй раз образ мертвой чайки появляется в самом конце и опять отождествляется с разлукой. В этот раз Нина и Треплев прощаются навсегда. После их расставания Треплев выполняет давно данное Нине обещание - сводит счеты с жизнью, принося себя в жертву безнадежной любви и бросая свою жизнь к Нининым ногам, как когда-то положил  к её ногам мертвую птицу. В «Чайке» присутствует своеобразный параллелизм: две актрисы, два писателя, две жертвы, принесенные во имя любви.

«В сущности, - по наблюдению З.С.Паперного, - действие пьесы и развертывается между двумя приходами Нины - Чайки к озеру».

А, между тем, именно мертвую чайку  Э.Чансез и Ю.Шатин считают ключом к пониманию смысла. По их мнению, чайка, с которой обычно ассоциируется Нина, оказывается профанирующим символом, поскольку в пьесе она не более, чем мертвая птица и чучело,  и потому «оказывается не столько символом разрушенных жизней Нины и Треплева, сколько основной темой пьесы, обнажающей многие пласты неестественности»(12,29); «она прежде всего профанируемый символ, одновременно прочитываемый и как знак-икон (игрушка-подобие реальности) и как знак-индекс (труп вместо летящего целого), а потому предполагающий иронию и профанацию сакрального(11,297).

Конечно, с этим нельзя не согласиться, но не стоит сводить смысл главного символического образа пьесы только к породии на символизм. И потому рассмотрю образ чайки в структуре произведения.

Впервые чайка появляется в сцене свидания Треплева и Заречной: «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся как бы я не пошла в актрисы… А меня тянет сюда к озеру, как чайку … Мое сердце полно вами…».

Это первое упоминание чайки, и говорит о ней именно Нина, то есть сама идея олицетворения Нины с чайкой высказана ей самой. Но позже образ чайки приобретет для Нины совсем иное значение. Когда Тригорин увидел чайку, в голову ему пришел сюжет небольшого рассказа:

 

Тригорин. Хорошо у вас тут! (Увидев чайку.) А это что?

Нина. Чайка. Константин Гаврилыч убил.

Тригорин. Красивая птица. Право, не хочется уезжать. Вот уговорите-ка Ирину Николаевну, чтобы она осталась. (Записывает в книжку.)

Нина. Что это вы пишете?

Тригорин. Так записываю... Сюжет мелькнул... (Пряча книжку.) Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку.

 

Этот сюжет становится воистину пророческим для Нины. Из сюжета «небольшого рассказа» он превращается для нее в сюжет  жизни. Она пишет письма Треплеву и каждый раз подписывается Чайкой. Но она уже не та Чайка, которая «жила радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь; любила Вас (Треплева) мечтала о славе…». Теперь она Чайка из рассказа Тригорина:

 

Я – чайка. Нет, не то... Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил... Сюжет для небольшого рассказа. Это не то...

 

Нина мучается вопросом: неужели ее жизнь и была всего лишь сюжетом Тригоринского рассказа? Для нее и Треплева – это разбитая любовь, потерянное счастье. А вот для Тригорина чайка так и осталась сюжетом, и, наверное, потому, увидев чучело чайки, он не вспомнил о своем «заказе».

 

II. Живые декорации в пьесе.

 

 Образ Чайки неотделим от образа озера, который в пьесе гораздо больше, чем просто декорация для спектакля.  В одном письме по поводу темы пьесы “Чайка” Чехов писал: “В моей пьесе четыре женщины, шесть мужчин, одно озеро, диалоги на фоне природы, мало действия и много любви”. В этой фразе драматург выделил озеро как отдельную тему своей пьесы, и она действительно важна. По словарю символов «Peter Grifs simbolorum» озеро означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил (13). А ведь именно к магическим силам относился актерский талант в средневековье. В египетской системе иероглифов схематическое изображение озера выражает таинственность и загадочность. То, что символ воды имеет много общего с символом бездны, подтверждает фатальный подтекст значения озера: жидкие частицы всегда обеспечивают переход от жизни к смерти, от твёрдости к газообразности, от оформленного к неоформленному. Вода - стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны. Вода  - это жизнь и,  в то же время, это и смерть, черная бездна, в которую так и тянет заглянуть, испытать судьбу, очутившись наедине с непредсказуемой стихией. Так и поступает Нина: она с головой окунается в бездну своих мечтаний и надежд. В начале пьесы Нину, как чайку, тянет к озеру, являющемуся для нее отражением ее чаяний, но позже ее мечтой становится Москва, и уже туда она рвется, и теперь Москва, а не маленький домашний театр у озера, кажется ей местом, где она сможет достичь своей заветной цели - стать актрисой. На стремлении окунуться в эту бездну несбыточных порой желаний и построен сюжет всей пьесы.

Но, вместе с тем, озеро как таковое или даже сама его поверхность – гладь, имеют значение зеркала, олицетворяют самосозерцание, размышление и откровение. Такой смысл озеро приобретает во время второго возвращения Нины. Девушка приходит к нему, чтобы покаяться, признаться  в своих ошибках. Она возвращается туда, откуда начался ее путь к «славе», она будто бы совершает круг и возвращается к точке отсчета, но возвращается совсем другой, приобретя новые знания: «Теперь уж я не та… Я уже настоящая актриса…».

По словам Паперного, «путь Нины связан с отказом от прежних младенчески эгоистических притязаний». Она забывает то время, когда ей было все равно, кем быть - актрисой или писательницей, ей не важно искусство, «ее манит и увлекает награда за него, слава, приобщение к лику избранных» (6, 139),  а возвращается она действительно другой.

 

Нина. <…> Я теперь знаю, понимаю. Костя, что в нашем деле - все равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй.

 

Последний диалог Нины и Треплева  - это не бесконечные взаимные обвинения, а предложение помощи, которую Нина не приняла, просто не смогла принять.


Нина. <…>  «Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить».

 

В этих словах - суд героини над собой, над своей прежней сущностью, погоней за славой. Она судит себя на глазах единственного человека, который ее действительно любит, и которого некогда любила и она. Но возвращается она, чтобы начать все с начала, чтобы вновь отправиться на поиски счастья и известности. Она, подобно чайке, горда и предпочитает одиночный полет, пусть и рискованный. Она оттолкнула Треплева и теперь не посмеет искать у него защиты.

Озеро создает образно-символическую атмосферу в пьесе, это не просто декорация, это одна из тем произведения. Герои говорят о нем как о своеобразной оси, вокруг которой вращается жизнь.

 

Аркадина (Тригорину). Сядьте возле меня. Лет десять - пятнадцать назад, здесь, на озере, музыка и пение слышались, непрерывно почти каждую ночь. Тут на берегу шесть помещичьих усадеб. Помню, смех, шум, стрельба, и все романы, романы...

 

Дорн. Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви... О, колдовское озеро!

 

А Треплев, привыкшей к озеру, сравнивает холодность к нему Нины с исчезновением озера. Ее равнодушие для него так же нереально, как и отсутствие любимого озера.

 

Треплев. <…> Ваше охлаждение страшно, невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю.

 

Для Тригорина озеро – это очередной источник вдохновения,  островок покоя в безумном мире, от которого он постоянно пытается скрыться.

 

Тригорин. Должно быть, в этом озере много рыбы.

Нина. Да.

Тригорин. Я люблю удить рыбу. Для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок.

 

Он даже сообщает, что если бы жил на берегу такого прекрасного озера, то не писал бы вообще. Таким образом, озеро для него - это место, где он может укрыться от преследующей его «луны».

 

Озеро появляется также в спектакле Треплева и становится одной из живых декораций.

 

Треплев. <…>  Поднимем занавес ровно в половине десятого, когда взойдет луна… Если Заречная опоздает, то, конечно, пропадет весь эффект.

 

Поднимается занавес; открывается вид на озеро; луна над горизонтом; отражение ее в воде….

 

Так почему же для Константина было так важно, чтобы спектакль проходил именно лунной ночью?

Его пьеса по мотиву очень близка к некоторым христианским «ересям» (богомилы, павликиане, катары). Их последователи рассматривали весь земной мир как воплощение зла и нечисти. Творцом вселенной они считали не бога, а Сатану. Дьявол создал видимое, телесное и материальное. Он создал плоть и страсти, землю с ее борьбой, ее муками и ее отчаянием. На долю бога, с этой точки зрения, выпало сотворение только невидимого мира – духовного. Он создал духов, чистые существа. Поэтому дьявола в своей пьесе Треплев называет Отцом Вечной Материи, что и вызывает смех и непонимание у зрителей, не привыкших к такой трактовке.

 

Тригорин. Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием.

 

 Не удивительно, что для своей пьесы, выстроенной на религиозной тематике, наполненной мистикой и символизмом, Треплев выбирает фон, напоминающий изображение на одной из карт Таро. Карта изображает Луну, тускло освещающую предметы неопределенным светом. Под Луной - гигантский краб, пятящийся в озеро. Аллегория также изображает двух сторожевых псов, охраняющих солнечную орбиту, воющих и лающих на луну. За ними - слева и справа - два замка в виде прямоугольных башен. Луна изображается в виде серебряного диска, из которого струятся длинные желтые лучи, смешиваясь с другими, более короткими красноватыми лучами. Капли пролитой воды плавают в воздухе, словно притягиваемые Луной. Сцена представляет силу и опасности мира призраков и воображения. Все вещи преображаются в лунном свете. Этот фон как нельзя лучше подходит для пьесы Треплева.

Но в контексте всего произведения луна принимает символическое, весьма  пророческое значение. Луна может указывать на иррациональность и бессмысленность каких-либо действий, быть символом иллюзий, обмана, мнительности. Этот образ предшествует отъезду Нины в Москву,  подчеркивая тему самообмана.

Но этот символ имеет и иное значение. Луна обладает также смертельными свойствами и является широко распространенным символом смерти (и тяги к ней). Именно Луной называет Тригорин свое стремление постоянно писать.

 

Тригорин. <…> Ну-с, с чего начнем? (Подумав немного.) Бывают насильственные представления, когда человек день и ночь думает, например, все о луне, и у меня есть своя такая луна.

 

На карте Таро, описанной выше, присутствует изображение двух собак, воющих и лающих на луну. Этот образ также есть в пьесе Чехова.

 

Сорин (Маше). Марья Ильинична, будьте так добры, попросите вашего папашу, чтобы он распорядился отвязать собаку, а то она воет. Сестра опять всю ночь не спала.

 

Сорин говорит о собаке два раза, до и после спектакля, что тоже имеет свой символический смысл. Вообще, собака, лающая на звезды или луну, символизирует завистливых людей, которые попусту злословят, не будучи способными иными способами привлечь внимание окружающих. Не случайно этот образ появляется, когда Треплев начинает рассказывать о нраве своей матери.

 

Треплев. <…> Она уже и против меня, и против спектакля, и против моей пьесы, потому что ее беллетристу может понравиться Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее. <…> Психологический курьез — моя мать. Бесспорно талантлива, умна, <…> но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой в «La dame aux camelias» или в «Чад жизни».

 

В этом отрывке Аркадина предстает перед нами завистливой, самовлюбленной, опьяненной славой актрисой, не допускающей даже мысли о том, что кто-то может быть лучше нее. Чтобы доказать свое превосходство, она готова злословить, не обращая внимания на тех, кого может обидеть. И символ воющей собаки подчеркивает эту черту ее характера.

И второй раз о воющей собаке упоминается после спектакля, который был прерван из-за насмешек Аркадиной.

 

Сорин. Я слышу, опять воет собака. (Шамраеву.) Будьте добры, Илья Афанасьевич, прикажите отвязать ее.

 

 Два упоминания собаки окаймляют сюжет театра в пьесе. И именно в этом отрывке Аркадина изображена завистницей. Далее в пьесе эта черта ее характера не проявляется. Потом будет вздорность, собственничество, безразличие, но не зависть.

 

 

III. Тема сна в произведении.

 

И опять хочу вернуться к реплике Треплева о своей матери.

 

Треплев. <…> нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой в «La dame aux camelias» или в «Чад жизни», но так как здесь, в деревне, нет этого дурмана, то вот она скучает и злится.

 

Треплев определяет стремление матери к почестям и славе как дурман, как что-то нереальное, как сон, который рассеется после первой же  неудачи.

Вообще, тема сна проходит через все произведение, так или иначе затрагивая почти всех героев.

 Тригорин «спит», устав от славы.

 

Тригорин. <…> Я никогда не нравился себе. Хуже всего, что я в каком-то чаду и часто не понимаю, что я пишу...

 

Но не просыпается он и тогда, когда встречает Нину, а, кажется, только сильнее впадает в этот бесконечный сон. На этот раз – в забытье не творческое, а  любовное.

 

Тригорин. Иногда люди спят на ходу, так вот я говорю с тобой, а сам будто сплю и вижу ее во сне... Мною овладели сладкие, дивные мечты...

 

Этому настроению поддается и Нина, которой все происходящее вокруг кажется сном, она не ожидала, что так внезапно начнут исполняться ее мечты.

"Сон!" – восклицает она в конце второго действия. А что все эти страсти по искусству, как не сон?..  И Нина боится проснуться, чтобы не потерять почти осуществившуюся мечту, но жизнь заставляет ее взглянуть на все по-другому, и она, оставив одну мечту, создает себе другую.

Нина - мечтательница по натуре, не случайно и имя, выбранное для нее Чеховым. Нина - мечтательница, фантазерка (от слав. «нинати» - дремать, видеть сны.). На это же указывает и ее фамилия Заречная – живущая за рекой. А река в греческих и римских мифах означает забвение. Так, Лету пересекали уходившие в  царство Аида. Когда они пили воду из этой реки, то забывали обо всем, что окружало их в земной жизни. Нина живет за этой рекой, в своих снах, в своем мире.

В мире своих иллюзий живет и Треплев. Но, узнав об охлаждении к нему Нины, он просыпается:

 

Треплев. <…>…невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю.

 

А еще недавно жизнь, творчество, любовь – все это казалось ему сном, и даже его пьеса была лишь сном.

 

Треплев. Я начинаю. (Стучит палочкой и говорит громко.) О вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет через двести тысяч лет!

Сорин. Через двести тысяч лет ничего не будет.

Треплев. Так вот пусть изобразят нам это ничего.

Аркадина. Пусть. Мы спим.

 

А после этого сна, который вдруг оборачивается для Треплева кошмаром, следует неприятное пробуждение, но даже после этого пробуждения Константин не покидает мир образов и иллюзий.

 

Треплев (печально). Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание.

 

Спит «действительный статский советник» Сорин.

 

Слышно, как храпит Сорин.

Дорн. Спокойной ночи!

Аркадина. Петруша!

Сорин. А?

Аркадина. Ты спишь?

Сорин. Нисколько.

 

«Спят» и все герои пьесы, живя в мире своих надежд и иллюзий. И только вполне реальный выстрел в конце пьесы показывает нам, что люди жили, а не играли, что они дорого и наяву расплатились за свои сны, принеся в жертву не только свои иллюзии, но и дорогих для себя людей.

 

IV. «Театр в театре»

 

Сначала определим, что такое «театр в театре». По словарю театра, это «вид спектакля, сюжетом которого является представление театральной пьесы. Таким образом, внешняя публика, смотрит пьесу, внутри которой публика, состоящая из актеров, тоже присутствует на представлении»  (5, 349)

В «Чайке» эта тема становится главной, на ее фоне разворачивается основной сюжет. Ведь главные герои пьесы - это жрецы искусства, актрисы и писатели.

 «Чайку» по праву называют самой театральной пьесой Чехова. Театр появляется в ней уже в самом начале. Сцены обсуждения предстоящей постановки готовят зрителя к пьесе, которая, в свою очередь, уже задает темп и тему всего произведения. Без сомнения, эти сцены обсуждения в «Чайке» являются завязкой.

Мистическое действие пьесы Треплева, живые декорации, создающие ощущение таинственности и загадочности, и пафосный монолог главной героини – вот что предстает перед глазами зрителей. Но у всех оно вызывает разную реакцию:  у Аркадиной – смех, у Заречной – непонимание, а у Дорна – восхищение. Именно здесь проявляются некоторые характеристики персонажей. Так, Аркадина предстает завистливой и безразличной актрисой, поднимающей на смех творение сына. Создается впечатление, которое позже только растет, что театр для нее - не  искусство, а всего лишь инструмент для получения почестей и славы.

Нина представляется  слишком простой, чтобы понимать Треплева, о чем она и скажет впоследствии. Она видит провал пьесы, а «женщины не прощают не успеха», и ее сердце устремляется к другому жрецу искусства, по ее мнению, более достойному – Тригорину. Он и есть ее идеал, он знаменит, его имя на слуху, его рассказы талантливы и популярны, он из мира ее мечтаний, из мира известности и славы. Как замечает Паперный, «любовь к нему и тяга к «чудному миру» избранников, кумиров толпы для нее не разделимы» (6, 138).

Итак, первая функция «театра в театре» - это раскрытие характеров героев.

Тема театра проходит через все произведение, но театр как образ появляется в самом конце пьесы. О нем говорит Медведенко.

 

Медведенко.  В саду темно. Надо бы сказать, чтобы сломали в саду тот театр. Стоит голый, безобразный, как скелет, и занавеска от ветра хлопает. Когда я вчера вечером проходил мимо, то мне показалось, будто кто в нем плакал.

 

Это уже не тот театр, к которому, как чайку, тянуло Нину. Это скелет. Осколки былой любви и надежд, осколки молодости героев. Да, они еще молоды физически, но за эти два года в их жизни происходит столько событий, навсегда изменивших их жизни и направившие по разными дорогами к одной цели, что встретиться они теперь уже просто не могут.

И театр, как символ былых дней, остается в саду Сорина, и туда возвращается Нина.

 

Нина (Рыдает.)

Треплев. Нина, вы опять... Нина!

Нина. Ничего, мне легче от этого... Я уже два года не плакала. Вчера поздно вечером я пошла посмотреть в саду, цел ли наш театр. А он до сих пор стоит. Я заплакала в первый раз после двух лет, и у меня отлегло, стало яснее на душе. Видите, я уже не плачу.

 

Она возвращается к тому месту, где началась ее «актерская карьера», где она впервые полюбила. Нина плачет над осколками «былого счастья», но вовсе не надеется склеить эти осколки и, смело оставляя их в прошлом,  идет вперед.

 

Совсем иначе происходит возвращение к театру Тригорина. В его голове возникает очередной сюжет, и ему «надо осмотреть сад и то место, <…> - где играли … пьесу».  У него «созрел мотив, надо только возобновить в памяти место действия». Для Тригорина пророческий сюжет жизни Нины - это всего лишь сюжет, а театр - всего лишь место действия.

Так, «эстрада, наскоро сколоченная для домашнего спектакля», становится символом давно прошедших дней и разрушается в конце пьесы в знак того, что прошлого уже никогда не вернуть. А точку в этом произведении ставит смерть Треплева. Теперь к прошлому уже точно нет возврата…

 

 

«Чайка» - одна из великолепнейших произведений А.П.Чехова, наполненная символическими образами. В пьесе разыгрывается действие другой пьесы, созданной одним из героев, причем пьесы не менее символической и даже мистической, поскольку создана последняя по религиозным мотивам. Наличие «театра в театре» помогает лучше понять характеры персонажей, а так же является еще одним символическим образом, наряду с луной, озером, чайкой и воем собак. Каждый из этих символов - дополнительная характеристика определенного персонажа: Нина – чайка, Аркадина – воющая собака, Тригорин – луна, а объединяющие образы озера и сна в одинаковой мере характеризуют всех героев. Итак, символические образы в пьесе помогают пониманию и раскрытию характеров героев и, в какой-то мере, объединяют сюжетные линии.

«Чайка» самая парадоксальная пьеса Чехова, смыслы которой неисчерпаемы. Я не думаю, что сказала все, что можно было бы сказать про символизм в этой пьесе, но надеюсь, что все же приблизилась к пониманию ее смысла.

 

 Список использованной литературы:

 

  1. (Аверинцев)  Краткая литературная энциклопедия.- М.: Советская Энциклопедия, 1971.
  2. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.
  3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976.
  4. Менегетти А. Словарь образов -http://www.sufy.org/.main/rus/antonio-slovar.htm
  5. Пави П. Словарь театра: Пер с фр. – М.: Прогресс, 1991 год.
  6. Паперный З.С. Вопреки всем правилам…/ Пьесы и водевили Чехова. – М.: Искусство, 1982 год.
  7. СЭС – Советский Энциклопедический Словарь. – М.: Советская энциклопедия,1985. С. 1202
  8. Тамарченко Н.Д. Теоретическая Поэтика – М.: издат. центр Академия, 2004.
  9. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1963.
  10. Чехов А.П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. М.: Издательство «Правда» 1985 год.
  11. Шатин Ю.В. Профанирующий символ / О поэтике А.П. Чехова. Иркутск, 1993. С. 297.
  12. Chances E. Chekhov's Seagull: Eternal creature of stuffed bird? / Chekhov's art of writing: A collection of critical essays. Columbus, 1977. P. 29.
  13. «PETER GREIF`S SIMBOLORUM» ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ - http://www.apress.ru/pages/greif/sim/0-rzdl/fau.htm
  14. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. – Wroclaw, 1966

 Вернуться к Оглавлению раздела.


Валерия Баранова.

LINKS

  THEМ TOGETHER FLIGHTS SILENCE
 LAUGHTER EXPRESS MAIN

   



Hosted by uCoz