Трофимов Пётр Сергеевич – один из многочисленных персонажей «Вишнёвого сада». О нём нам известно не так много. Он был учителем сына Любви Андреевны- Гриши. Тогда Петя был молодым, «милым студентиком». Но Гриша погиб, утонул шесть лет на-зад. Тогда Раневская уехала в Париж- а Петя остался. И вот хозяйка вернуласьв поместье, а Трофимов всё ещё здесь. Попробуем разобраться, зачем же он нужен в этой пьесе?
Сначала надо бы разобраться в особенностях его характера. Я решила просто выде-лить основные цитаты, которые проясняют его внутренний мир.
Первый раз Петя Трофимов появляется в тот момент когла Любовь Андреевна рас-сказывает о том, как в саду ей почудился призрак покойной матери. И Любовь Андреевна его сначала не замечает. Чем не призрак? Вот только – чей?

Любовь Андревна: Гриша мой...мой мальчик...Гриша...сын...

Вот первая реплика Раневской, обрашённая к Трофиму. В начале он для неё- призрак по-гибшего Гриши. Но вскоре Любовь Андреевна успокаевается.

Любовь Андреевна: Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего так по-старели? <...> Неужели вы всё еще студент? Трофимов: Должно быть, я буду вечным студентом.

Последняя реплика сразу обрашает на себя внимание. Но я вернусь к ней по-поздже.
Во втором акте Трофимов появляется вместе с Аней и Варей, и тут же Лопахин (ве-роятно, пытаясь отвлечься от неприятных мыслей) начинает дразнить Петю. Их перепалку прерывает Варя.

Варя: Вы, Петя, расскажите лучше о планетах. Любовь Андреевна: Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. Трофимов: О чём это?

Что-что, а рассказывать Петя умеет. Вот только тему вчерашнего разговора, поразившего других он не помнит. Почему это? Мне кажется, что для Пети эти разговоры- способ вы-живания. Когда его слушают, он нужен другим. Петя просто боится исчезнуть, так, как исчезла Шарлотта, в которой все видят только клоуна... А когда он говорит, то все его слушают, восхишаются, ососбенно Аня, на которую он оказывает огромное влияние.

Трофимов: Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьёзно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серь-ёзны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без прдушек, по тридца-ти, по сорака в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечис-тота...

Создаётся впечатление, что Трофимов плохо понимает, о чём он говорит. Но в то время все студенты так говорили- вот только по возрасту Петя уже далеко не студент...
В третьем акте происходит бал- затеянный «некстати»...

Трофимов (дразнит): Мадам Лопахина! Мадам Лопахина! Варя(сердито): Облезлый барин! Трофимов: Да, я облезлый барин и горжусь этим!

Достаточно типичная отговорка, «я горжусь этим». Трофимов вообще ими пользуется час-то...
Одна из самых известных фраз Трофимова- о том, что он «выше любви». Красивые слова, как раз из тех, которыми все так восхищаются. Но что могло привести к такой мыс-ли?
Скорее всего, «вечный студент» в глубине души очень боится, что его никто (даже восхишаюшаяся им Аня) никогда по-настояшему не полюбит. Вот и сразу появляется от-говорка- а мне и не надо, я «выше любви». Об этом свидетельствует и этот диалог.

Любовь Андреевна: «Я выше любви»! Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотёпа. В ваш годы не иметь любовницы! Трофимов (в ужасе): Это ужасно! Что она говорит?

Трофимов очень обиделся на такие слова Любовь Андреевны и «гневно хлопнув дверью» ушёл. (И тут же упал с лестницы. Вот это «недотёпа»!)
Какой же можно сделать из этого вывод? Петя Трофимов- комичный, неуклюжий персонаж, который изо всех сил старается не казаться таковым. Но Петя- это нечто боль-шее. Он как «вектор» в будущее, нельзя ведь отрицать это.
«Вперёд! Не отстававй, друзья!»
Но он вектор, который идёт из прошлого. Всё ещё студент, всё ещё живёт у Раневской... Петя, как призрак, живёт в доме, в саду, и не хочет оставлять героев. Понимает ли это он сам?
Вспомним цитату:

Трофимов: Должно быть, я буду вечным студентом. Конечно понимает. И ничего не может с этим сделать. Но когда дом продан, Трофимов вырывается на свободу.

Трофимов: Здравствуй, новая жизнь!
Мне кажется, что тут он говорит искренне, а не на показ.
Вернуться к Оглавлению раздела.


Мария Аъзамхуджаева. О функции Пети Трофимова в драмме А.П.Чехова "Вишневый сад"

LINKS

  THEМ TOGETHER FLIGHTS SILENCE
 LAUGHTER EXPRESS MAIN

   



Hosted by uCoz